Курсы подготовки к ЕГЭ
Гид вуз
Санкт-Петербург
Читать в Telegram
11 сент, 16:39

Кусочек Дома моделей - интервью в СПбГУПТД

СПбГУПТД включает в себя около 20 институтов. В их числе — институт дизайна и искусств, которым руководит доктор искусствоведения, член Санкт-Петербургского Союза художников - Светлана Михайловна Ванькович. Главный редактор СМИ о высшем образовании в Северной столице «Гид по вузам» Роман Николаевич Гетц побеседовал с ней о профориентационной работе, Информационном центре моды и студенческой практике.

Смотрите интервью на нашем канале. 

Интервью в  Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна (слева - Ванькович Светлана Михайловна, директор института дизайна и искусств, справа - Гетц Роман Николаевич, главный редактор СМИ «Гид по вузам»).

Какие направления подготовки реализует ваш институт?

На кафедре монументальной живописи у нас есть три направления, обучение во всех случаях длится шесть лет. Первое — «Монументально-декоративное искусство». По окончании вуза выпускники умеют оформлять экстерьеры, интерьеры. Например, с использованием витражей, мозаик, гобеленов. Второе — «Живопись (Художник-живописец (станковая живопись))». Третье — «Живопись (Художник-живописец (церковно-историческая живопись))». Оно сейчас пользуется особым спросом. 

В следующем году мы планируем открыть направление «Искусство интерьера». Здесь речь идет не о проектировании, а о декоративном оформлении уже готового интерьера.

На кафедре истории и теории искусства готовят бакалавров и имеется направление «Теория и история искусств». Два профиля: «Классическое и современное искусство» и «История и теория костюма». Второй профиль уникален. Потому что искусствоведов, специализирующихся на моде, у нас в городе больше нигде не готовят. Также на кафедре есть магистратура.

Каким образом ведется профориентационная работа?

Начнем с того, что у нас в университете есть дизайн-школа. Это довольно серьезные курсы, которые длятся от двух месяцев до двух лет. Длительность зависит того, как подготовлен абитуриент или школьник.

Что касается профориентации. Мы работаем с городскими художественными школами: проводим встречи, выставки. Монументальщики очень часто свои работы там выставляют.

И в университете в целом, и в нашем институте в частности почти каждый месяц проходят дни открытых дверей. На такие мероприятия приходят дети с родителями, и мы демонстрируем презентации, показываем какие-то альбомы, работы, объясняем какие-то моменты, которые касаются поступления, то есть говорим обо всем, что их интересует, отвечаем на все вопросы.

Необходимо ли готовиться к вступительным испытаниям, которые проводятся дополнительно?

К ним обязательно следует готовиться. Потому что поступление на специалитет предполагает сдачу довольно серьезных экзаменов по живописи, рисунку, композиции. Нужна база или художественной школы, или дизайн-школы при университете. Конкурс большой. Без подготовки сдать экзамен невозможно.

Насколько мне известно, во время обучения по направлению «Теория и история искусств» у студента есть возможность дополнительно пройти программу переподготовки? Это так?

Да, это очень хорошая возможность. Студент получает второй диплом, который позволяет работать гидом-искусствоведом, а в нашем городе это очень актуальная профессия. Обучение проводится бесплатно. Чтобы не было очень страшно, я скажу, что оно включает в себя много дисциплин, которые есть в основной программе. Соответственно, при желании среднестатистический студент справится с учебой.

Что представляет собой созданный на базе кафедры истории и теории искусства Информационный центр моды?

Это совершенно уникальная структура в нашем университете, в определенном смысле даже гордость кафедры истории и теории искусства. В 1990-х закрылся Дом моделей на Невском. За этим последовала потеря библиотеки, архивов и так далее. В определенный момент мы связались с искусствоведом Дома моделей. Ректор пошел нам навстречу, выделил аудиторию и дал возможность перевезти туда ту часть библиотеки, которая осталась. Может быть, это не самые уникальные вещи, но тем не менее это и книги, и какие-то отчеты.

Дом моделей на Невском существовал достаточно долго. Его открытие состоялось в 1940-х годах. Это был центр не только петербургской моды, это был центр моды всего Северо-Запада. Мы сохранили его частичку. 

Информационный центр моды дает много возможностей для работы и теоретикам, и практикам. Поэтому мы всячески его поддерживаем, пополняем, бережем библиотеку, которую получили в дар. В общем кусочек Дома моделей хранится у нас, на Большой Морской, 18.

Ванькович Светлана Михайловна, доктор искусствоведения, член Санкт-Петербургского Союза художников, директор института дизайна и искусства СПбГУПТД. 

Где студенты проходят практику?

Например, студенты, занимающиеся монументальной живописью, в июле выезжают в Великий Новгород. Мы заключаем договоры, как правило, долгосрочные, и ребята работают на объекте. Они относятся к новгородским фрескам, которые известны всему миру, с определенным пиететом. Им не поручают какие-то серьезные работы. Тем не менее они приезжают вдохновленные, и в их отчетах только восторженные оценки.

Есть практики в музеях, архивах, библиотеках. Безусловно, не во все музеи мы можем отправить студентов, но договоры есть со многими. Это не один курс, это в течение многих семестров практика. По учебному плану ее много. Это очень хорошо.

Смотрите интервью на нашем канале.

Могут ли ваши выпускники работать в антикварных салонах?

Да, конечно. В Петербурге немало антикварных салонов, и искусствоведы работают в неплохих местах. Например, в известном антикварном салоне на Невском, в салоне на Австрийской площади. Можно разные назвать адреса.

Самое главное — уже во время практики студенты должны начать специализироваться на каким-то одном виде искусства, потому что все объять невозможно. Конечно, есть уникумы, которые разбираются во всем, начиная от фарфора и заканчивая живописными произведениями. Но все-таки мы даже на этапе написания курсовых работ, а потом и дипломных стараемся сделать так, чтобы студенты выбирали один вид искусства или два. Если человек во время обучения специализировался, например, на фарфоре, то есть писал курсовые, ходил на практику, защитил диплом, то его с удовольствием возьмут в магазин, торгующий фарфоровыми изделиями.

Мне кажется, что в вашем институте учатся в основном девочки. Если приходят мальчики, чувствуют ли они себя комфортно?

Я не буду скрывать, что в университете вообще и у нас в институте в частности девочек больше, чем мальчиков. Более того, я бы сказала, что у нас в Петербурге женщин больше, чем мужчин. Но мальчики, которые выбрали искусство, будь то монументальная живопись или искусствоведение, как правило, достигают хороших результатов.

Молодые люди у нас работают в музеях, читают лекции, занимаются исследовательской деятельностью, в аспирантуре учатся очень успешно. Как правило, они сначала учатся на бакалавриате, потому идут в магистратуру, затем поступают в аспирантуру. Очень приятно, что наши студенты проходят такой путь. Хотя и со стороны тоже приходят. Мы ждем всех.

Как вы можете охарактеризовать профессорско-преподавательский состав?

Процентов 80 — это кандидаты и доктора наук. У нас остаются работать аспиранты, за счет чего средний возраст профессорско-преподавательского состава не превышает 50 лет. Это всегда радует, потому что не секрет, что во многих вузах возрастные преподаватели. В нашем институте благодаря аспирантам преподавательский состав обновляется, то есть мы растим себе смену. Это приятно.

Смотрите интервью на нашем канале.

На этом все — подписывайтесь на наш Youtube-каналТГ-каналВК-сообщество, чтобы быть в курсе последних новостей высшего образования Санкт-Петербурга.  

СПбГУПТД